социально ценных личностно-деловых качеств. Однако, как неоднократно подчеркивал
А. С. Макаренко, труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и
коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания новых
мотиваций поведения. Воспитывают социальное и интеллектуальное содержание труда,
его включенность в систему общественно значимых отношений, организация и
нравственная направленность.
Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б. Т.Лихачевым принцип
эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения
к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический
вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических
идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед
детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы
гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений.
Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы
утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда,
человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой
красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых
отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности
эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных
организаций, в художественной самодеятельности; в организации производительного
и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и
поведения.
В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую роль.
Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность,
самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания
педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности
воспитанников.
Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить
их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и
творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание
детей. На определенном возрастном этапе воспитанник в полной мере начинает
проявлять себя как субъект деятельности, в том числе по совершенствованию себя
как личности. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности
школьников является развитие самоуправления.
Начиная организацию детской деятельности со всемерного поощрения и развития
инициативы и самодеятельности школьников, необходимо постоянно корректировать
стиль отношений с ними в соответствии с их возрастающей самостоятельностью. В то
же время следует избегать идеализации сил и возможностей детей, стихийности и
самотека. Успех дела здесь решает педагогическое руководство, логика которого с
необходимостью приводит к построению и реализации педагогических систем,
рождающих творческую активность, инициативу и самодеятельность учащихся. С этой
целью во всех сферах деятельности, как в учебной, так и во внеучебной работе,
они должны быть по возможности поставлены перед необходимостью делать выбор,
принимать самостоятельные решения, активно участвовать в их выполнении. В
стремлении к развитию детского самоуправления необходимо ставить увлекательные
цели и вызывать потребность в коллективной деятельности; отказаться от
чрезмерной регламентации, ненужной опеки, администрирования, подавления
инициативы, самостоятельности и творчества; опираться на доверие, разнообразить
виды поручений; обеспечивать своевременную смену позиций руководства и
подчинения.
Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка
в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности
гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой
уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и
явление. Их единство полно и емко выразил А. С. Макаренко: как можно больше
требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.
Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный
потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна,
продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего
развития личности. Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная
твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Это, однако, не
противоречит тому, что в практической работе