система воспитывающей
детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-
ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и
упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в
коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные
ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых
умений и навыков.
Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В
условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные
результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники
включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками.
Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных
коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на
предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей
коллективизма и творческого отношения к труду.
Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные
возможности для реализации физического и художественного потенциала личности.
Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность,
организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен
духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности,
овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды
деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства
коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-
нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает
возможности практического освоения демократических форм организации
жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в
школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически
ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования
социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.
§ 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
Существенные признаки коллектива и его функции. На основе анализа своего опыта
А. С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую
объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная
деятельность, организуемая для их достижения.
Объединенные единством цели и деятельности члены коллектива вступают в
определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при
безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед
коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью
более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого
видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых
целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения
вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную
деятельность; соответствующая организация совместной деятельности
(систематическое создание отношений ответственной зависимости между
воспитанниками, обеспечение действенной работы органов коллектива);
систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее
значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и
увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;
развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая, по
А.С.Макаренко, укрепляет коллектив, и др.
Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива,
возникают не сразу и не автоматически. Только высокоразвитый коллектив успешно
выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой
социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным
воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива:
организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей
общественно-полезной деятельностью; воспитательную - детский коллектив
становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных
убеждений; стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно-
ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих
членов, их взаимоотношения.
Структура и основные типы детских коллективов. Для практической работы в школе
большое значение имеет