Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

система воспитывающей

детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно- ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и

упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в

коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные

ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых

умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В

условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные

результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники

включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками.

Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных

коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на

предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей

коллективизма и творческого отношения к труду.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные

возможности для реализации физического и художественного потенциала личности.

Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность,

организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен

духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности,

овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды

деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства

коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально- нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает

возможности практического освоения демократических форм организации

жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в

школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически

ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования

социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

§ 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива

Существенные признаки коллектива и его функции. На основе анализа своего опыта

А. С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую

объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная

деятельность, организуемая для их достижения.

Объединенные единством цели и деятельности члены коллектива вступают в

определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при

безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед

коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью

более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого

видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых

целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения

вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную

деятельность; соответствующая организация совместной деятельности

(систематическое создание отношений ответственной зависимости между

воспитанниками, обеспечение действенной работы органов коллектива);

систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее

значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и

увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;

развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая, по

А.С.Макаренко, укрепляет коллектив, и др.

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива,

возникают не сразу и не автоматически. Только высокоразвитый коллектив успешно

выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой

социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным

воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива:

организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей

общественно-полезной деятельностью; воспитательную - детский коллектив

становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных

убеждений; стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно- ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих

членов, их взаимоотношения.

Структура и основные типы детских коллективов. Для практической работы в школе

большое значение имеет