природу, а "Сверх-Я" - социальную, являясь
результатом воспитания, усвоения норм, традиций, различных табу. "Я" выступает
как собственно психологическое образование. Хотя источником психической энергии
является "Оно", "Я" задает направление ее потокам. Фрейд сравнивает "Оно" с
лошадью, а "Я" - с всадником, ею управляющим. Он полагал, что чем дальше идет
развитие цивилизации, тем в большей степени индивид вынужден подчинять интересам
и требованиям общества свои биологические влечения, составляющие саму суть его
жизни. Такое, все дальше заходящее, насилие над истинной природой человека
оборачивается ростом невротизации людей, социальными конфликтами и делает людей
все более несчастными. Даже войны Фрейд объяснял проявлением инстинкта агрессии,
что позволяло считать их неизбежными.
Таким образом, врожденные влечения, или инстинкты (либидозный и агрессивный -
последний, будучи направлен на самого себя, превращается в инстинкт смерти),
являются, по Фрейду, основой индивидуального и исторического развития [Зейгарник
Б. В. - 1981].
Само общество, по мнению Фрейда, возникло для обуздания разрушительных
инстинктов человека, с которыми он один справиться не может. "Оно" как
вместилище этих инстинктов иррационально и аморально, поскольку ничего не знает
ни о реальности, ни об обществе.
"Я" - продукт индивидуального опыта, возникает в раннем детстве и мало
изменяется в дальнейшей жизни.
Развитие личности, по Фрейду, начинается с сексуального развития. Сексуальный
инстинкт проявляется у ребенка с момента рождения, но до периода полового
созревания (генитальная стадия) он не связан с функцией размножения, а
преследует только достижение удовольствий различного рода. Источником
инфантильной сексуальности выступает раздражение особо возбудимых частей тела -
эрогенных зон (слизистой рта, заднего прохода, мочеиспускательного канала,
отдельных участков кожи и др.). Последовательная смена эрогенных зон и задает
направление сексуального развития с прохождением соответствующих стадий -
оральной, анальной, фаллической и, после латентной фазы (от 5-6 лет до
пубертатного периода), когда сексуальная жизнь как бы уходит на время в тень, -
генитальной. По разным внешним и внутренним причинам возможны задержки на какой-
то стадии или регрессия - возвращение на уже пройденную.
Все начинается с процесса первичного выбора ребенком объекта любви. Потребность
ребенка в помощи направляет этот выбор на того, кто за ним ухаживает, и затем на
обоих родителей. Вторым механизмом развития индивида, работа которого кладет
начало формированию "Я" ребенка, является механизм идентификации, т. е. выбор
человека, с которым ребенок себя отождествляет и которому стремится во всем
подражать. Практически у всех детей, по Фрейду, формируется комплекс Эдипа,
состоящий в идентификации себя с отцом и выборе в качестве объекта сексуального
влечения матери (сосание материнской груди - первое эротическое наслаждение на
оральной стадии). Полностью комплекс складывается к 3 - 4 годам, когда ребенок
начинает осознавать отца в качестве препятствия к безграничному владению
объектом своей любви и начинает относиться к нему как к сопернику.
Именно с Эдипова комплекса начинается формирование личности, так как в этот
период формируется последняя, третья, подструктура личности - "Сверх-Я",
содержание которой на начальной стадии определяется образом отца как главного
источника требований, запретов и наказаний, ограничивающих безудержное
проявление "Оно" с его главным принципом наслаждения. Позже содержание "Сверх-Я"
расширяется усилиями воспитателей, учителей и других взрослых. Упоминавшиеся
нами выше феномены вытеснения, сублимации, регрессии и некоторые другие образуют
в сумме защитные механизмы личности, призванные уберечь "Я" от травмирующих его
угроз со стороны реальности (особенно в детстве), слишком сильных влечений и
"Сверх-Я" (у взрослых). Благодаря этим же механизмам из таких составляющих
сексуального наслаждения, как страсть к подглядыванию и к демонстрации своих
гениталий (эксгибиционизм), рождается любопытство и стремление к познанию, с
одной стороны, а также стремление к артистической деятельности (выражение во вне
своего "Я") - с другой.
Если механизмы защиты личности по тем или иным причинам не справляются со своей
функцией, то еще в детстве образуются подсознательные комплексы, которые на всю
жизнь определяют основные особенности личности человека, плохо поддающиеся
сколько-нибудь значительным изменениям. Комплекс - это имеющая определенный
стержень совокупность аффективно окрашенных переживаний, интересов, установок,
не допускаемых цензурой в сознание, но влияющих на содержание сознания и
поведение определяющим образом (ср.: комплекс Наполеона). Малая подверженность
изменениям личности, складывающейся в детстве, служит оправданием нестойкости
терапевтических эффектов, так что пациент на всю жизнь оказывается привязанным к
психоаналитику. Эта привязанность служит постоянным источником дохода для
психоаналитика и поводом для издевок над теорией, такой удобной для обеспечения
постоянного заработка.
Итак, по характеру источников и механизмов развития личности теория Фрейда носит
ярко выраженный биологизаторский характер. Даже "Сверх-Я" или "Я-идеал", которое
вроде бы имеет социальный источник своего развития, в конце концов тоже сводится
Фрейдом к биологическому началу. "Все, что биология и судьбы человеческого рода
создали в "Оно" и закрепили в нем, - все это приемлется в "Я" в форме