Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

природу, а "Сверх-Я" - социальную, являясь

результатом воспитания, усвоения норм, традиций, различных табу. "Я" выступает

как собственно психологическое образование. Хотя источником психической энергии

является "Оно", "Я" задает направление ее потокам. Фрейд сравнивает "Оно" с

лошадью, а "Я" - с всадником, ею управляющим. Он полагал, что чем дальше идет

развитие цивилизации, тем в большей степени индивид вынужден подчинять интересам

и требованиям общества свои биологические влечения, составляющие саму суть его

жизни. Такое, все дальше заходящее, насилие над истинной природой человека

оборачивается ростом невротизации людей, социальными конфликтами и делает людей

все более несчастными. Даже войны Фрейд объяснял проявлением инстинкта агрессии,

что позволяло считать их неизбежными.

Таким образом, врожденные влечения, или инстинкты (либидозный и агрессивный -

последний, будучи направлен на самого себя, превращается в инстинкт смерти),

являются, по Фрейду, основой индивидуального и исторического развития [Зейгарник

Б. В. - 1981].

Само общество, по мнению Фрейда, возникло для обуздания разрушительных

инстинктов человека, с которыми он один справиться не может. "Оно" как

вместилище этих инстинктов иррационально и аморально, поскольку ничего не знает

ни о реальности, ни об обществе.

"Я" - продукт индивидуального опыта, возникает в раннем детстве и мало

изменяется в дальнейшей жизни.

Развитие личности, по Фрейду, начинается с сексуального развития. Сексуальный

инстинкт проявляется у ребенка с момента рождения, но до периода полового

созревания (генитальная стадия) он не связан с функцией размножения, а

преследует только достижение удовольствий различного рода. Источником

инфантильной сексуальности выступает раздражение особо возбудимых частей тела -

эрогенных зон (слизистой рта, заднего прохода, мочеиспускательного канала,

отдельных участков кожи и др.). Последовательная смена эрогенных зон и задает

направление сексуального развития с прохождением соответствующих стадий -

оральной, анальной, фаллической и, после латентной фазы (от 5-6 лет до

пубертатного периода), когда сексуальная жизнь как бы уходит на время в тень, -

генитальной. По разным внешним и внутренним причинам возможны задержки на какой- то стадии или регрессия - возвращение на уже пройденную.

Все начинается с процесса первичного выбора ребенком объекта любви. Потребность

ребенка в помощи направляет этот выбор на того, кто за ним ухаживает, и затем на

обоих родителей. Вторым механизмом развития индивида, работа которого кладет

начало формированию "Я" ребенка, является механизм идентификации, т. е. выбор

человека, с которым ребенок себя отождествляет и которому стремится во всем

подражать. Практически у всех детей, по Фрейду, формируется комплекс Эдипа,

состоящий в идентификации себя с отцом и выборе в качестве объекта сексуального

влечения матери (сосание материнской груди - первое эротическое наслаждение на

оральной стадии). Полностью комплекс складывается к 3 - 4 годам, когда ребенок

начинает осознавать отца в качестве препятствия к безграничному владению

объектом своей любви и начинает относиться к нему как к сопернику.

Именно с Эдипова комплекса начинается формирование личности, так как в этот

период формируется последняя, третья, подструктура личности - "Сверх-Я",

содержание которой на начальной стадии определяется образом отца как главного

источника требований, запретов и наказаний, ограничивающих безудержное

проявление "Оно" с его главным принципом наслаждения. Позже содержание "Сверх-Я"

расширяется усилиями воспитателей, учителей и других взрослых. Упоминавшиеся

нами выше феномены вытеснения, сублимации, регрессии и некоторые другие образуют

в сумме защитные механизмы личности, призванные уберечь "Я" от травмирующих его

угроз со стороны реальности (особенно в детстве), слишком сильных влечений и

"Сверх-Я" (у взрослых). Благодаря этим же механизмам из таких составляющих

сексуального наслаждения, как страсть к подглядыванию и к демонстрации своих

гениталий (эксгибиционизм), рождается любопытство и стремление к познанию, с

одной стороны, а также стремление к артистической деятельности (выражение во вне

своего "Я") - с другой.

Если механизмы защиты личности по тем или иным причинам не справляются со своей

функцией, то еще в детстве образуются подсознательные комплексы, которые на всю

жизнь определяют основные особенности личности человека, плохо поддающиеся

сколько-нибудь значительным изменениям. Комплекс - это имеющая определенный

стержень совокупность аффективно окрашенных переживаний, интересов, установок,

не допускаемых цензурой в сознание, но влияющих на содержание сознания и

поведение определяющим образом (ср.: комплекс Наполеона). Малая подверженность

изменениям личности, складывающейся в детстве, служит оправданием нестойкости

терапевтических эффектов, так что пациент на всю жизнь оказывается привязанным к

психоаналитику. Эта привязанность служит постоянным источником дохода для

психоаналитика и поводом для издевок над теорией, такой удобной для обеспечения

постоянного заработка.

Итак, по характеру источников и механизмов развития личности теория Фрейда носит

ярко выраженный биологизаторский характер. Даже "Сверх-Я" или "Я-идеал", которое

вроде бы имеет социальный источник своего развития, в конце концов тоже сводится

Фрейдом к биологическому началу. "Все, что биология и судьбы человеческого рода

создали в "Оно" и закрепили в нем, - все это приемлется в "Я" в форме